Досточтимая Рита Риникер. Почему так трудно прощать?

Полагаю, что прощать трудно по разным причинам ‒ так обстоит дело со всеми явлениями в самсаре. Во-первых, наши ожидания от жизни, как правило, весьма высоки – мы уверены, что у нас все будет хорошо. Когда же события идут вразрез с этим представлением, мы неверно определяем причины происходящего. Но даже если мы распознаем их безошибочно, то скорее на уровне интеллектуального понимания, которое мы не применяем в жизни. Мы проецируем свои представления на внешний мир: этот человек – наш заклятый враг и лишь на нем лежит вина за случившееся. Подобные мысли превращают нас в невинных жертв. Но можно ли жить по-настоящему счастливо с таким взглядом на вещи? Правильное воззрение, основанное на знании закона причины и следствия, помогает тотчас же расставить все по местам.
Так или иначе каждый из нас полон амбиций и мнит, что способен защитить себя от любого вреда, будто мы супер-герои или воплощение совершенства. Когда нам причиняют боль, мы расстраиваемся и ненавидим себя за то, что не соответствовали воображаемому идеалу. К тому же несчастье придает нам чувство собственной значимости. Хотя страдание угнетает, нам приятнее возвышаться над людьми в своем несчастье, нежели слиться с безликой, пусть и счастливой и безмятежной толпой.

Боль – превосходная подпитка для эго, она превращает его в нечто весомое, но одновременно уязвимое и слабое. Если эго выросло, задеть его куда проще. Однако понимание того, что природа самсары –дуккха (страдание) и нам неподвластно все вокруг до тех пор, пока мы сами не устраним причины собственной самсары, поможет легче сносить трудности, из проблемы они превратятся в возможность чему-то научиться.

Мы склонны путать понятия «простить» и «забыть». Мы не любим прощать. Однако ради того, чтобы обрести хоть какое-то душевное спокойствие, мы предпочитаем забыть о неприятностях, словно ничего и не было. Но можно ли стереть из памяти болезненное переживание? Для того чтобы простить, совсем необязательно забывать ‒ это важно понять. Обычно мы хорошо помним, за что простили. Нам не нравится прощать, потому что мы никогда прежде не испытывали блаженства истинного прощения. Если бы мы научились прощать по-настоящему, то оставались бы неуязвимыми для нападок извне, поскольку при любых обстоятельствах наш ум пребывал бы в умиротворении. Конечно, многие поступки недопустимы, но все же их можно простить.

Размышления о том, что же именно мешает нам простить, приведут к осознанию того, что глубоко сидит в нас страх. Мы боимся, что наше прощение освободит обидчика от ответственности за его проступок.

Но, безусловно, все обстоит не так. Можно понимать, что человек поступил плохо, но при этом не испытывать к нему ненависти.

Итак, для начала проверьте, сколь искренне ваше желание простить. Поймите, что, не прощая, мы оставляем рану открытой, хотя она вполне излечима. Нашему уму присуще то и дело возвращаться в прошлое и он не желает видеть, что, так и не сумев простить, он готовит себе жалкое и несчастливое будущее. Прощая же, мы не изменим прошлое, но определенно сделаем свое будущее лучше.

Еще одна причина, по которой так трудно прощать, – убежденность в том, что обида делает нас сильнее противника. Мы обманываем себя, веря, что подобное недовольство послужит нам защитой. В действительности, не отпуская обиду, мы всегда проявляем свои худшие качества, прощая же, приводим в действие положительные, что непременно принесет счастье в настоящем и будущем.

Кроме того, мы считаем, что сумеем простить лишь в том случае, если обидчик признает, что причинил нам боль. Мы уверены, что он нам чем-то обязан, и хотим, чтобы он терзался угрызениями совести, словно его переживания могут облегчить нам боль. Но можно ли быть по-настоящему счастливым, если другой человек страдает? Согласитесь, это извращенное счастье.

Вот простая медитация, которая поможет вам простить. Вспомните случай, когда вы кого-то обидели. В глубине души вам хотелось бы получить прощение, нестираемое из памяти воспоминание о содеянном тяготило вас. Вам казалось, что вы заслуживаете прощения и, что сделать это не так уж и сложно.

Затем вспомните, как обидели вас. В этом случае вы не сомневаетесь, что поступаете справедливо, не прощая обидчика. Вы не чувствуете боли другого человека оттого, что он не прощен. Вы не видите его желания и потребности быть прощенным, и убеждены, что оправдать его трудно и даже невозможно.

В действительности, ситуации схожи, просто вы рассматриваете их с разных сторон. Медитируя подобным образом снова и снова, вы придете к пониманию, что простить нелегко, но вполне вам по силам.

Досточтимая Рита Риникер – шведка по происхождению, странствующий учитель ФПМТ. Она получила монашеское посвящение в 1991 году и живет в медитационном центре «Тушита» в Дхарамсале, Индия. Она дарует учения в Европе, США, Австралии и Новой Зеландии.
Выпуск журнала «Мандала» за январь/март 2009.

Перевод Дели Лиджи-Гаряевой

Ваш отзыв