Бодхисаттва Авалокитешвара

Авалокитешвара является Бодхисаттвой Сострадания. Он являет великое сострадание всех Татхагат и проявление их речи. Бодхисаттва  Авалокитешвара символизирует пратьявекшана-жняна – чистоту само-природы всех дхарм. Цель бодхисаттвы – принесение истинного блага живущим существам.

Авалокитешвара изображается белого цвета, он имеет различные аспекты проявления. Его первые две руки сложены вместе у сердца в жесте, умоляющем всех Будд и Бодхисаттв о заботе и покровительстве над всеми живыми существами и избавления их от страдания. В них он держит Драгоценность, исполняющую желания — символ бодхичитты. В другой правой руке Авалокитешвара держит хрустальные чётки, символизирующие его способность освобождать всех существ от сансары через практику начитывания шестисложной мантры «Ом мани падме хум». В левой руке он держит стебель синего лотоса утпала, символизирующего его безупречную и сострадательную мотивацию. Полностью расцветший цветок утпала и два бутона показывают, что сострадательная мудрость Авалокитешвары пронизывает прошлое, настоящее и будущее. На левое плечо Авалокитешвары наброшена шкура дикого оленя, символизирующая добрый и нежный характер сострадательного бодхисаттвы и его способность подчинять заблуждения.

Именно это форма считается олицетворением мантры ОМ МА НИ ПАДМЕ ХУМ. Буддисты верят, что каждый из шести слогов этой мантры сокращает пребывание в одной из форм бытия в круге бесконечных перевоплощений. Данную мантру называют «сокровищем мудрости» или «кратким учением».

Очень популярна форма тысячерукого Авалокитешвары с одиннадцатью лицами – одиннадцатиликий Авалокитешвара), которую также называют Махакаруника — «Великий Сострадающий». С этой формой связана следующая легенда.

Бодхисаттва дал некогда монашеский обет спасти от пут Сансары всех живых существ. Однако когда он осознал, насколько трудна эта задача, голова его не выдержала и раскололась на несколько кусков. Будда Амитабха и Бодхисаттва Ваджрапани, видя это, восстановили тогда тело Авалокитешвары, придав ему новую форму: с тысячью руками и одиннадцатью головами. В такой форме Великий Сострадающий стал очень мощным.

В гималайских странах и Тибете Авалокитешвару называют Ченрези. Тибетцы считают его покровителем своей страны. Особенно важны его проявления в нашем мире — это духовные главы буддийских школ, перерождающиеся уже несколько веков. Далай-Ламы школы Гелукпа и Кармапы школы Кагью считаются проявлениями Авалокитешвары.

Ваш отзыв